Психологическая готовность ребенка к школе
«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать,
писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым
всему этому научиться»
(Венгер Л.А.)
Большинство родителей (особенно те, чьи дети родились зимой
и к моменту поступления в школу достигли возраста 6,5 лет) очень волнует
вопрос: «А готов ли мой ребёнок пойти в школу?» «Легко ли он адаптируется к
новым условиям?» «Может быть стоит подождать ещё год?».
Об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Часто бывает так, что уже в первые месяцы обучения вдруг
оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к
учебе, нарушают на уроке дисциплину, не хотят идти в школу. Родители
обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к
школе, даже посещали курсы по подготовке к школе. Но дело в том, что в
подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого
класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в
первом классе облегчает его усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего
уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает
интерес к учению.
Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Психологическая готовность к школе - это комплексный
показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения
первоклассника.
Психологическая готовность к школе включает в себя
следующие параметры психического развития:
личностная готовность к учению в школе– самостоятельность,
способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе.
Включает:
- социальную
готовность (коммуникативные
навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со
взрослыми.
- мотивационную
готовность (наличие
учебной мотивации).
- эмоциональная
готовность к
школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам;
достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение
другого человека, уметь сотрудничать;
волевая
готовность (определенный уровень развития
произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя);
интеллектуальная
готовность (определенный уровень
интеллектуального развития, сформированности
основных психических функций – внимания, памяти, мышления);
Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.
1. Личностная
готовность ребенка к школе заключается в
формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника.
Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение
в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в
определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к
сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Первоклассник должен уметь выполнять правила
школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания
в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Предполагается,
что ребёнок может правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать
истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока
исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на
посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно
подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут
себя на занятиях.
Отношение к сверстникам. Общение ребёнка с детьми
не должно отличаться особой конфликтностью. Должны быть развиты такие качества
личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками,
уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. К школьному возрасту
дети должны уметь устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как
к партнёрам. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и
совместно действовать с другими детьми.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей
деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка
может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может
оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.
Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Говоря о мотивационной готовности ребёнка к школе речь
идёт о побуждении к учебе, учебной мотивации.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания
учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу
и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем
так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно
отличаются друг от друга. Школа иногда привлекает внешней стороной (атрибуты
школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а не возможностью получить новые
знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Познавательная потребность существует у малыша с самого
рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют
познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно
отвечать на вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им
художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.
Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то,
как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает
его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается,
постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет
малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать
удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом
обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до
конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также
эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его
самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А
затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой
адрес.
Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить
начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому.
Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать
ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться.
Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и
уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило,
позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в
школу.
Очень просто определить мотивационную готовность ребёнка к
обучению в школе во время игры. Поиграйте в школу. Пусть все игрушки и ребёнок
пойдут сегодня в 1 класс. Кто-то будет играть роль учителя. Готовые к
школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают,
решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и
более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на
моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, внешних атрибутах
ученика.
2. Волевая
готовность – это определенный уровень развития произвольного
поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.
Под произвольным поведением понимается сознательно
контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в
соответствии с определенной целью или намерением.
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется
в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Развитие произвольного поведения прямо зависит от развития
мотивационной сферы ребенка. Так, в основном не слушают учителя на уроках те
дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает
учитель. То же самое относится к нарушению дисциплины.
За последнее время увеличилось количество первоклассников
не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном
опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те
же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные
задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по
образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не
занимались этим видом деятельности (не складывали кубики с фрагментами рисунка
по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали
конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали).
Замечу, что распространенные сегодня игры - пазлы не всегда
учат ребенка работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если
сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется
первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения
работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то
есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким
состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.
С работой по правилу также в основном не справляются те
ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок
учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые
игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или
согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые
игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему
нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не
имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может
на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний
учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические
диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки,
квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами
образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать
определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти
упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а
также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает
последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает
отвлекаться, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось
нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том
случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о
наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае,
если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у
вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит,
нужно продолжать с ним упражнения.
3. Интеллектуальная
готовность - определенный уровень сформированности основных психических
функций – внимания, памяти, мышления. На пороге школы ребёнок должен уметь:
Внимание
- Выполнять
задание до конца, не отвлекаясь;
- Находить
до 10 отличий между двумя картинками;
- Находить
одинаковые предметы из ряда подобных;
- Находить
фрагменты картинок
- Проходить
лабиринты из линий взглядом;
Память
- Запоминать
до 9 предметов в течение 30 секунд;
- Запоминать
и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 6-7);
- Запоминать
и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
- Запоминать
ряд цифр (до 6);
- Запоминать
картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.
Мышление
- Подбирать
логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь);
- Подбирать
недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
- Находить
закономерности в логических цепочках;
- Определять
последовательность событий;
- Складывать
картинку из 12-15 частей.
Овладение простыми операциями обобщения является важным требованием
развития мышления первоклассника.
Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы,
выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе
обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов,
которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с
ними (например, решение задач того или другого типа).
От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка.
Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных
операций:
Первый - усвоение
нового правила работы (решение задачи и т.д.);
Второй - перенос
усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему.
Второй этап невозможен без умения обобщать.
В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет
эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением. Это значит, что
сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне
одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то
одному классу или понятию.
Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств
различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность
исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой,
глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им интересно готовить вместе с мамой или
бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что
съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т.д.
Для развития обобщения с детьми необходимо играть в
развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные
понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется
его кругозор и представления о мире.
Развитию обобщения способствует составление ребенком
рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного
ему художественного произведения.
Итак, хотелось бы подвести итог и отметить, что психологическая
готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли
ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной
(социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и интеллектуальной
готовности к школе. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет
все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает
хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых
проблем. Психологическая готовность ребёнка к школе является результатам
развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для
развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в
условиях учебной деятельности.