Страницы

суббота, 25 ноября 2023 г.

Игры для развития эмоционального интеллекта у детей

Мы продолжаем тему развития эмоционального интеллекта у детей. В этой статье я публикую игры, предложенные педагогам на семинаре "Игры для развития эмоционального интеллекта"

Игры на умение распознавать внешнее выражение эмоций

 «Угадай эмоцию»

Все участники по очереди изображают эмоцию, а остальные пытаются угадать.

 

«Читаем эмоции с картинки»

Возьмите книгу с изображением лиц. Можно использовать специальную литературу, самодельный альбом с картинками из интернета и даже обычный журнал или газету. Попробуйте вместе с ребенком определить, какие эмоции испытывает человек на фото или на рисунке. Обсудите свои догадки.

В такие игры можно играть везде: на улице, в музее, дома.

 

«Угадай по голосу»

Еще одна форма игры – угадывать эмоции по интонации. Попробуйте произносить фразы по-разному. Пусть ребенок попробует угадать, что вы испытываете. Теперь предложите ребенку произносить простые фразы с разными эмоциями, как будто вы разговариваете по телефону.

Примеры:

«Сегодня на завтрак была овсянка»

«Мама вернулась с работы»

«Мы едем к бабушке на выходные»

 

Изображаем эмоции с помощью движений тела

Прочитать эмоции можно не только по лицу, но и по телодвижениям. Для этой игры можно отвернуться/закрыть лицо маской и показывать печаль, любопытство или страх с помощью поз и движений.

 

Эмоциональные танцы

Танцы – это энергия, которая отлично передает эмоции и настроение. Предложите детям придумать свой «танец радости» или «танец разочарования», «танец интереса» или «танец грусти». В этой игре важно работать с разным настроением, и под каждую эмоцию ребенок двигается по своему усмотрению.

Если играет группа детей, то все по очереди предлагают свое движение, которое повторяют остальные. Так получается самый искренний, импровизированный танец.

 

 «Я удивлюсь, если…»

Участники игры  придумывают забавные ситуации, которые могут вызвать удивление. Например, я удивлюсь, если ты наденешь мое платье. Я удивлюсь, если папа вернется домой в костюме супергероя. И так далее. Это не только возможность повеселиться, но и отличная тренировка воображения и находчивости. Игра так же помогает детям понять, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».

 

Упражнение «Музыка и эмоции».

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая грустная, довольная, сердитая, смелая трусливая, праздничная будничная, задушевная отчужденная, добрая усталая, теплая холодная, ясная мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию словарного запаса и образного мышления.

 

«Горячо – холодно»

В этой игре ведущий прячет  сюрприз и предлагает ребенку его найти. Если малыш удаляется от цели – выражение лица ведущего становится грустнее, если приближается к ней – ведущий проявляет все больше радости. И вот в момент, когда сюрприз найден, все счастливы, поздравляют и обнимают друг друга! При этом эмоция поддерживается всеми участниками игры.

 

«Испорченный телевизор»

Все участники игры, кроме ведущего и первого игрока, закрывают глаза. Ведущий молча показывает какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый игрок, «будит» второго игрока и передает увиденную эмоцию, как он ее понял, но без слов. Далее второй участник «будит» третьего и далее по цепочке. Затем ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и заканчивая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошел сбой в передаче информации, или убедиться, что телевизор был полностью исправен.

 

«Эмоциональный альбом»:  Семейный проект на лето или долгие выходные.

Путешествие – отличный повод и возможность для новых эмоций. Предложите родителям  вместе с ребенком запечатлеть самые интересные события, сделав фотографии эмоционально окрашенными. Тут герои фото удивлены, тут испуганы, здесь счастливы и так далее.

Можно создать специальный альбом, где к фотографиям добавятся подписи и небольшие истории о путешествии. Эти же снимки можно использовать для игры. Распечатайте, перемешайте и придумайте историю, ориентируясь только на эмоции на фото.

 


Игры на осознание своих эмоциональных состояний

«Что я чувствую сегодня»

Цель: повышение осознанности в  восприятии своих эмоций, умения их принимать и не бояться

Распечатайте картинки с изображением эмоций (можно взять любимого мультяшного персонажа). Каждый день ребенок выбирает эмоцию дня. Пусть ребенок выберет картинку и расскажет «Сегодня я чувствовал радость/грусть/злость…, когда».

 

«Коробочка счастья»

Цель: создание копилки ресурсных состояний.

Детям предлагается создать свою «коробочку счастья» (реальную или мысленно). В коробочку нужно сложить все, что заставляет ребенка чувствовать себя счастливым. Важно, чтобы были задействованы все пять чувств: обоняние, зрение, осязание, слух, вкус.

Например:

·       вкус – шоколад;

·       обоняние – запах цветущей сливы;

·       слух – шум моря;

·       зрение – улыбка ребенка;

·       осязание – объятия любимого человека.

 Обсудите с с ребенком  его эмоции и то, что их вызывает.

 

«Копилка добрых дел»

Цель: развитие рефлексии,  стимуляция ребенка к совершению хороших поступков

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках.

 

«Выбрасываем злость»

Цель: развитие рефлексии,  способности осознавать и управлять своими поступками.

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

 

Упражнение «Способы повышения настроения».

Цель: развитие у ребенка способности к осознанному управлению своим эмоциональным состоянием.

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

 

«Волшебный мешочек»

Цель: осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один «волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.

 

«Пирамида любви»

Цель : создание копилки ресурсных состояний

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.


Игры на развитие эмпатии (способности вчувствоваться в  другого человека)

«Ласковые имена»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

 

«Опиши друга»

Цель: развитие наблюдательности, умения описывать то, что видел.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

 

«Подарок на всех (Цветик - семицветик)»

Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы...

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

 

«Портрет лучшего друга»

Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

·        Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом?

·        Какими качествами обладает этот человек?

·        Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?

·        Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать).

Например:

·        - Помогай друзьям.

·        - Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

·        - Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

·        - Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

·        - Не завидуй.

·        - Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

·        - Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

·        - Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

·        - Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

 

«Как ты себя чувствуешь?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.

Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

 

«Колечко»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.


Игры на взаимодействие с учетом состояния партнера

Убеди меня

Цель игры: научить отстаивать свои интересы; защищать то, что дорого; спокойно принимать критику своих убеждений.

Как играть

1.       Спросите ребёнка, что из недавно прочитанных произведений или просмотренных мультфильмов понравилось ему больше всего.

2.       Скажите, что считаете эту книгу совершенно неинтересной.

3.       Позвольте ребёнку переубедить вас.

На что обратить внимание

Будьте тактичны. Возражайте мягко, не оскорбляя детских чувств, но побуждая своего оппонента приводить всё новые и новые аргументы в защиту своей позиции.

В итоге вы должны признать победу малыша. В идеале после игры вместе перечитать книгу/просмотреть мультфильм, которые вы обсуждали.

 

История одного шарика

Цель игры: развитие эмпатии, помощь ребенку в анализе  собственных переживаний и переживаний другого человека.

Как играть

1.  Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.

2.  Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:

-  ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;

- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;

- он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.

3.  Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.

На что обратить внимание

Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания.

Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).

 

Эстафета добра

Цель игры: научить детей радовать окружающих и получать удовольствие от вызванных эмоций.

Как играть

1.     Все участники игры садятся в кружочек. Для создания особой «кулуарной» атмосферы рекомендуется сесть на ковёр как можно ближе друг к другу.

2.     Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:

- «Мне очень нравится твоя улыбка».

- «Ты слепил очень красивую гусеницу».

- «Я рад, что мы с тобой друзья».

3.     Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передаёт «эстафету добра».

На что обратить внимание

Приятности не должны повторяться.

Если один из игроков растерялся и не может придумать добрых слов, он выражает сожаление и просит помощи у остальных ребят:  «Ты очень хороший. Мне жаль, что я не могу сейчас поделиться с тобой добром. Друзья, помогите мне, пожалуйста».

Игра должна проходить в спокойной, дружеской атмосфере. Исключите соревновательный, азартный компонент. Перед детьми не стоит задача продемонстрировать свою находчивость и придумать больше всех «приятностей». Их цель — подарить радость товарищам по этому упражнению, полезному для развития эмоционального интеллекта.

 

 «Ролевое проигрывание ситуаций»

Цель: развитие эмпатии и эмоциональной отзывчивости

Воспользовавшись «волшебными» средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) твой друг сидит грустный, у него заболела мама;

4) твой друг плачет, он баловался и его наказала воспитатель;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию...

Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.