Развитие мелкой моторики у детей 6-7 лет
Уважаемые родители! Сегодня нам предстоит разговор о развитии мелкой моторики рук у ребёнка.
Немного теории
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.
Головной мозг
(его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и
артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и
языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Дело в
том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения
пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и
активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние
зоны, отвечающие за речь.
Умение
выполнять мелкие движения
с предметами развивается
в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном
заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц
кисти.
Если ребёнок
активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно
насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при
помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки
пальцев и руки.
Есть дети,
которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о
жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить,
предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4
см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать
кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо
круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он
будет в несколько приёмов, передвигая руку.
Приемы развития мелкой
моторики
Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить
систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут.
·
Самомассаж
кистей пальцев рук:
- массаж пальцев, начиная с большого и
до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно
опускаться к его основанию.
- массаж грецкими орехами. Катать два
ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами;
- самомассаж канцелярскими скрепками;
- самомассаж шишками сосны, кедра, ели;
- использование для массажа пальчиков
рук сухих бассейнов.
· Пальчиковая
гимнастика.
· Поделки
из бумаги (оригами). Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и
освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.
· Игры
с пинцетом и пипеткой.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас,
взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и вместе с
тем, развивает
его моторику.
· Игры
с бусинами, макаронами отлично развивают руку
разнообразным нанизыванием. Нанизывать можно все, что нанизывается:
пуговицы, бусы, макароны. Бусины можно
сортировать по размеру, цвету, форме.
· Игра
«фокусник» - собрать (скомкать) кусочек
полиэтилена (носовой платок) пальцами в
ладонь, начиная с угла, кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны.
· Рисование (рисовать можно веревочками,
пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых
бутылок);
· Раскрашивание,
штриховка.
· Сматывание
шерстяных ниток в клубочки.
· Аппликация,
обрывание, смятие и
разглаживание бумаги, скручивание салфеток, индивидуальная работа с ножницами.
Пальчиковый
тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и
динамичным. Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для
ребенка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны
данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и
руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья ребенка. Наша задача состоит
в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук, создать условия для накопления ребёнком
двигательного и практического опыта.
К сожалению, о проблемах ребёнка с
координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают
только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на
первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться
удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей
помощью таких трудностей удастся избежать.