Страницы

вторник, 20 апреля 2021 г.

 Развитие мелкой моторики у детей 6-7 лет

 Материал подготовлен воспитателем группы "Смородинка" Дорофеевой Н.О.


Уважаемые родители! Сегодня нам предстоит разговор о развитии мелкой моторики рук у ребёнка.

Немного теории

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?


Мелкая моторика
 – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

Приемы развития мелкой моторики

Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут.

·        Самомассаж кистей пальцев рук:

- массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

- массаж грецкими орехами. Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами;

- самомассаж канцелярскими скрепками;

- самомассаж шишками сосны, кедра, ели;

- использование для массажа пальчиков рук сухих бассейнов.

· Пальчиковая гимнастика.

· Поделки из бумаги (оригами). Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.

· Игры с пинцетом и пипеткой. Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и вместе с тем, развивает его моторику.

· Игры с бусинами, макаронами отлично развивают руку разнообразным нанизыванием. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы,  макароны. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

· Игра «фокусник» собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла, кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны.

·  Рисование (рисовать можно веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок);

·   Раскрашивание, штриховка.

·   Сматывание шерстяных ниток в клубочки.

· Аппликация, обрывание, смятие и разглаживание бумаги, скручивание салфеток, индивидуальная работа с ножницами.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребенка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья ребенка. Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родителиразвить мелкую мускулатуру рук, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.

      К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.


Задания по развитию мелкой моторики