Лисенок Рыжик – фантазер
Лисенок по имени Рыжик очень любил фантазировать. Мама-лисица попросила его набрать на зиму грибов лисичек. Рыжик отправился в лес. В лесу было чудесно: светило солнышко, летали красивые бабочки и стрекозы, пели птички, в высокой траве быстро ползали ящерки. Рыжик вдоволь набегался за бабочками, которые перелетали с цветка на цветок, полюбовался на свое изображение в ручье, а потом встретил друга – бельчонка Пушистика. У бельчонка тоже было задание от мамы-бельчихи. Он должен был набрать орехов для запасов на зиму. Рыжик и Пушистик немного поиграли вместе, а затем бельчонок отправился собирать орехи, а лисенок побежал дальше. Он забрался на высокий холм и долго с интересом наблюдал, как ласточка учит своих маленьких птенцов летать. По дороге Рыжику встретился малинник и он полакомился сладкой малиной.
Лисенок
очень устал за день, который уже клонился к вечеру. Солнышко садилось. Рыжик вспомнил, что ему нужно было набрать
лисичек, но было уже поздно, и он поскакал домой.
Придумай
окончание сказки. Как мог поступить Рыжик дальше? Рыжик вернулся домой и рассказал маме-лисице, что не набрал
лисичек, потому что:
– играл и забыл про поручение;
–
не нашел грибов;
–
нашел грибы и потерял их.
Какое
окончание сказки тебе больше нравится и почему? Если Рыжик сказал неправду,
что будет дальше?
А дальше может быть так… Мама-лисица на другой день встретила в лесу бельчонка Пушистика и он рассказал, что играл с Рыжиком, который не собирал грибов. Что будет теперь, когда мама-лисица узнала правду? Как быть лисенку Рыжику?
Воображаемый самокат Коли
Коля очень хотел, чтобы ему купили самокат. Многие дети в группе тоже мечтали о них. Некоторым ребятам уже купили самокаты, и они рассказывали, как весело и интересно кататься по тротуарам вечером. Однажды Коля сказал:
«Самокат у меня большой, почти как у взрослых, с электронным моторчиком,
его даже не нужно толкать ногой, нажал на педаль – и он сам катится. Может развивать
огромную скорость. Вот вчера я катался по проспекту и обогнал всех ребят, которые
катались на обычных детских самокатах». Ребята с завистью смотрели на Колю. Многие
просили его дать им немного покататься на его замечательном самокате, и он пообещал
им.
Каждый день ребята справлялись у Коли, как работает его самокат и
катался ли он вечером на нем. Коле было неудобно врать. Но ребята с интересом его
расспрашивали, смотрели на него с огромным уважением и завистью, и поэтому Коле
приходилось врать. Но вот однажды вечером мама мальчика Миши спросила маму Коли:
«Ваш Коля рассказал, что вы купили ему самокат с электромотором. Не опасно ли на
нем кататься?». Мама Коли ответила: «Вы, наверное, ошиблись, у Коли нет самоката».
Что будет дальше, как ты думаешь? Как будет чувствовать себя Коля, когда откроется правда? Как можно было бы исправить ситуацию? Придумай свой вариант сказки с любого места.
А вот еще 6 книг, чтобы научить ребенка быть честным
Сказка о лживой козе-дерезе и о том, как ложь одного
персонажа может бить по чужим судьбам, о последствиях неправды для самого
обманщика и для окружающих его людей.
Подойдет для прочтения с малышами за счет простых
стихотворных форм повествования, в то же время будет интересно разобрать тему
более глубоко с детьми постарше.
Притча переведена, кажется, на все языки мира и
рассказывается мамами своим детям, независимо от страны рождения, цвета кожи и
разреза глаз. Будет любопытно обсудить с малышом историю про врунишку-пастуха,
который любил посмеяться над взрослыми: всякий раз в штуку звал на помощь и
кричал «Волки, волки!». Здесь на наглядном примере можно с легкостью донести до
ребенка такую непонятную штуку как «утрата доверия».
«Лисичка-сестричка и серый волк» (русская народная сказка)
Это известная всем сказка о лисе, которая хитростью
заставила волка удить в проруби с помощью своего собственного хвоста.
Несмотря на то, что всем нам эта история помнится еще
с детства, читать и обсуждать ее стоит с осторожностью, ведь лиса, вопреки
своей лживости, получает и материальную выгоду в виде рыбки, и вызывает
симпатию читателей.
Один из возможных вариантов обсуждения — это
совместное сочинение продолжения сказки вместе с ребенком.
Еще одна не самая однозначная сказка всё про ту же
привлекательную, но хитрую лису-обманщицу.
По сюжету сказки лиса просится жить к медведю и
потихоньку съедает у него весь мёд, а после пытается свалить всю вину на ничего
не подозревающего хозяина. Здесь также можно придумать с детьми вторую главу
сказки, например, о том, что медведь выгоняет гостью-воровку и той приходится
искать новое пристанище.
Николай Носов написал множество доступных, прекрасных
и очень поучительных рассказов для детей дошкольного и младшего школьного
возраста.
Один из них – «Фантазёры» — замечательно демонстрирует
водораздел между такими понятиями, как фантазия и ложь. Ребята без лишних
объяснений впитывают в себя те границы, которые отделяют злой умысел от
беззаботной выдумки.
Еще одним небезынтересным произведением является
рассказ «Тайное становится явным» про мальчишку, который уж очень не
хотел есть кашу и вылил её в окно.
Главный вывод, который сделает ребенок после прочтения
и к которому его подталкивает автор, — это факт того, что всё тайное рано или
поздно становится явным.