Страницы

четверг, 2 декабря 2021 г.

Детская ложь: сказки для обсуждения с маленькими врунишками

Лисенок Рыжик фантазер

Лисенок по имени Рыжик очень любил фантазировать. Мама-лисица попросила его набрать на зиму грибов лисичек. Рыжик отправился в лес. В лесу было чудесно: светило солнышко, летали красивые бабочки и стрекозы, пели птички, в высокой траве быстро ползали ящерки. Рыжик вдоволь набегался за бабочками, которые перелетали с цветка на цветок, полюбовался на свое изображение в ручье, а потом встретил друга бельчонка Пушистика. У бельчонка тоже было задание от мамы-бельчихи. Он должен был набрать орехов для запасов на зиму. Рыжик и Пушистик немного поиграли вместе, а затем бельчонок отправился собирать орехи, а лисенок побежал дальше. Он забрался на высокий холм и долго с интересом наблюдал, как ласточка учит своих маленьких птенцов летать. По дороге Рыжику встретился малинник и он полакомился сладкой малиной.

Лисенок очень устал за день, который уже клонился к вечеру. Солнышко садилось. Рыжик вспомнил, что ему нужно было набрать лисичек, но было уже поздно, и он поскакал домой.

Придумай окончание сказки. Как мог поступить Рыжик дальше? Рыжик вернулся домой и рассказал маме-лисице, что не набрал лисичек, потому что:

    играл и забыл про поручение;

    не нашел грибов;

    нашел грибы и потерял их.

Какое окончание сказки тебе больше нравится и почему? Если Рыжик сказал неправду, что будет дальше?

А дальше может быть так… Мама-лисица на другой день встретила в лесу бельчонка Пушистика и он рассказал, что играл с Рыжиком, который не собирал грибов. Что будет теперь, когда мама-лисица узнала правду? Как быть лисенку Рыжику?

Воображаемый самокат Коли


Коля очень хотел, чтобы ему купили самокат. Многие дети в группе тоже мечтали о них. Некоторым ребятам уже купили самокаты, и они рассказывали, как весело и интересно кататься по тротуарам вечером. Однажды Коля сказал: «Мне тоже купили самокат». Ребята окружили Колю и стали с интересом расспрашивать о том, какой у него теперь самокат и как он на нем катается. Коле было неудобно, ведь никакого самоката у него не было, но признаться ребятам в том, что он соврал, было стыдно. Поэтому Коля стал придумывать:

«Самокат у меня большой, почти как у взрослых, с электронным моторчиком, его даже не нужно толкать ногой, нажал на педаль – и он сам катится. Может развивать огромную скорость. Вот вчера я катался по проспекту и обогнал всех ребят, которые катались на обычных детских самокатах». Ребята с завистью смотрели на Колю. Многие просили его дать им немного покататься на его замечательном самокате, и он пообещал им.

Каждый день ребята справлялись у Коли, как работает его самокат и катался ли он вечером на нем. Коле было неудобно врать. Но ребята с интересом его расспрашивали, смотрели на него с огромным уважением и завистью, и поэтому Коле приходилось врать. Но вот однажды вечером мама мальчика Миши спросила маму Коли: «Ваш Коля рассказал, что вы купили ему самокат с электромотором. Не опасно ли на нем кататься?». Мама Коли ответила: «Вы, наверное, ошиблись, у Коли нет самоката».

Что будет дальше, как ты думаешь? Как будет чувствовать себя Коля, когда откроется правда? Как можно было бы исправить ситуацию? Придумай свой вариант сказки с любого места.

 А вот еще 6 книг, чтобы научить ребенка быть честным

 А.Н.Толстой «Коза-дереза»

Сказка о лживой козе-дерезе и о том, как ложь одного персонажа может бить по чужим судьбам, о последствиях неправды для самого обманщика и для окружающих его людей.

Подойдет для прочтения с малышами за счет простых стихотворных форм повествования, в то же время будет интересно разобрать тему более глубоко с детьми постарше.

 «Притча о пастушке»

Притча переведена, кажется, на все языки мира и рассказывается мамами своим детям, независимо от страны рождения, цвета кожи и разреза глаз. Будет любопытно обсудить с малышом историю про врунишку-пастуха, который любил посмеяться над взрослыми: всякий раз в штуку звал на помощь и кричал «Волки, волки!». Здесь на наглядном примере можно с легкостью донести до ребенка такую непонятную штуку как «утрата доверия».

«Лисичка-сестричка и серый волк» (русская народная сказка)

Это известная всем сказка о лисе, которая хитростью заставила волка удить в проруби с помощью своего собственного хвоста.

Несмотря на то, что всем нам эта история помнится еще с детства, читать и обсуждать ее стоит с осторожностью, ведь лиса, вопреки своей лживости, получает и материальную выгоду в виде рыбки, и вызывает симпатию читателей.

Один из возможных вариантов обсуждения — это совместное сочинение продолжения сказки вместе с ребенком.

 А.Н.Толстой «Медведь и лиса»

Еще одна не самая однозначная сказка всё про ту же привлекательную, но хитрую лису-обманщицу.

По сюжету сказки лиса просится жить к медведю и потихоньку съедает у него весь мёд, а после пытается свалить всю вину на ничего не подозревающего хозяина. Здесь также можно придумать с детьми вторую главу сказки, например, о том, что медведь выгоняет гостью-воровку и той приходится искать новое пристанище.

 Н.Н. Носов «Фантазеры»

Николай Носов написал множество доступных, прекрасных и очень поучительных рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Один из них – «Фантазёры» — замечательно демонстрирует водораздел между такими понятиями, как фантазия и ложь. Ребята без лишних объяснений впитывают в себя те границы, которые отделяют злой умысел от беззаботной выдумки.

 В. Драгунский «Тайное становится явным»

Еще одним небезынтересным произведением является рассказ «Тайное становится явным» про мальчишку, который уж очень не хотел есть кашу и вылил её в окно.

Главный вывод, который сделает ребенок после прочтения и к которому его подталкивает автор, — это факт того, что всё тайное рано или поздно становится явным.

Материал подготовлен на основе статьи О. Прониной "Индивидуальный план, чтобы корректировать детскую лживость"/Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2021. – №10 и открытых интернет-источников