Страницы

вторник, 10 сентября 2019 г.

Психологические особенности детей дошкольного возраста



Показатели
Возрастная группа
2-3
3-4
4-5
Мышление
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Наглядно-образное
Речь
Словосочетаниями, понимает глаголы
Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные
Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли
Произвольность познавательных процессов
Внимание и память непроизвольные
Внимание и память непроизвольные
Внимание и память непроизвольные. Начинает развиваться непроизвольное запоминание в игре
Объект познания
Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые
Способ познания
Манипулирование предметами, их разбирание
Экспериментирование, конструирование
Рассказы взрослого, экспериментирование
Условия успешности
Разнообразие развивающей среды
Развивающая среда и партнерские отношения со сверстниками
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Форма общения
Ситуативно-личностное
Ситуативно-деловое
Внеситуативно-деловое
Отношения со сверстниками
Мало интересен
Мало интересен
Интересен как партнер по сюжетной игре
Отношения со взрослыми
Источник защиты, ласки, помощи
Источник способов деятельности, партнер по игре, творчеству
Источник информации
Наличие конфликтов
Со взрослыми «Я сам!»
Со взрослыми как продолжение «Я сам!»
Отсутствуют
Эмоции
Сильной модальности, резкие переходы
Сильной модальности, резкие переключения
Более ровные, старается контролировать
Игровая деятельность
Предметно-манипулятивная, игра рядом
Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками. Игровое действие
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Показатели
Возрастная группа
5-6
6-7
Мышление
Наглядно-образное, начало формирования  образно-схематического
Элементы логического развиваются на основе наглядно- образного
Речь
Формирование планирующей функции речи.
Развитие внутренней речи
Произвольность познавательных процессов
Развитие целенаправленного запоминания
Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения
Объект познания
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы
Причинно-следственные связи между предметами и явлениями
Способ познания
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельности, экспериментирование
Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослым, сверстниками
Условия успешности
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле
Форма общения
Внеситуативно-деловое+
внеситуативно-личностное
Внеситуативно-личностное
Отношения со сверстниками
Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении
Собеседник, партнер по деятельности
Отношения со взрослыми
Источник информации, собеседник
Источник эмоциональной поддержки
Наличие конфликтов
Отсутствуют
К 7 годам – кризис, смена социальной роли
Эмоции
Преобладание ровного, оптимистичного настроения
Развитие высших чувств
Игровая деятельность
 Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения
Длительные  игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью