Страницы

воскресенье, 10 мая 2020 г.


ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К САДИКУ

Инструкция по адаптации

Первый этап — подготовительный


Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения детского сада. 
1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня, даже в выходные (Режим дня нашего детского сада можно посмотреть ЗДЕСЬ). 
2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике. 
3. Приучаем: 
• одеваться и раздеваться самостоятельно, с небольшой вашей помощью
• просить о помощи, если что-то не получается 
• кушать ложкой за столом, не играть с едой 
• отучаем от памперсов. 
4. В песочнице учим основам общения, приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами. 
5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг... А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него». Важно! Говорим все это даже в том случае, если ваш малыш пока не разговаривает.
Если есть возможность, то хорошо бы понаблюдать и за вечерней прогулкой в детском саду. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой. Обращаем внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече. Можно прогуляться до ближайшего садика попозже вечером (после 19.00) и показать, что на ночь он закрылся, все люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери. 
6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей — сформировать позитивное отношение к детскому саду. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т. д., вечером всех зверят забирают домой. 
7. Еще одна очень полезная игра — «прятки», в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется. 
8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы (одинаковые). Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике. 
Что нельзя делать ни в кое случае — так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают». 
Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации. 
9. Не забываем про предадаптационные занятия. Это занятия для малышей и их родителей, которые проходят в нашем саду в августе. Вы еще узнаете о них подробнее на первом родительском собрании в детском саду, пока же вам достаточно знать, что дети, посещавшие занятия, привыкают к саду быстрее и легче. А это означает, что планируя летний отдых, надо сделать так, чтоб вторую половину августа вы провели в городе и был хотя бы один свободный взрослый, который сможет ходить на занятия с малышом.

Второй этап — непосредственно адаптация


1. Идем в садик! Каждое утро желательно чтобы ребенка будила игрушка, которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку: «Доброе утро!», расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет интересный и замечательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше. 
2. Первые 2-3 дня приводим ребенка только на 2 часа. За это время малыш успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Не удивляйтесь тому, что сегодня ваши 2 часа придутся на утро, завтра - на обед, а послезавтра - вам предложат прийти ближе к вечеру. В первую неделю ребенок должен поучаствовать в разных режимных моментах жизни с детском саду, кроме того он должен увидеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой.
3. В последующие дни первой недели время пребывания постепенно увеличиваем (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется. 
4. На второй неделе в первый день (как правило) малышей еще не укладывают спать. А вот на следующий день, скорее всего, вам предложат забрать малыша сразу после сна. На третий день, возможно, предложат забрать уже после 16 часов. Важно! Продолжительность пребывания ребенка в саду определяют специалисты детского сада.  Не настаивайте, чтоб ребенка укладывали спать только потому, что «он уже шестой день ходит в детский сад!». Длительность времени, которое проводит ребенок в саду, полностью зависит от особенностей его адаптации. Педагоги сада заинтересованы, чтоб малыши быстрее привыкли к саду и оставались на полный день, но скорость адаптации у всех разная и зависит как от вас (подготовка к детскому саду, посещение предадаптационных занятий (см. Первый этап)), так и от особенностей его темперамента и здоровья.
5. Утром в группу приводим ребенка в числе первых, спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике. 
6. Раздевание не затягиваем. Предпочтение отдаём той одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорим, когда за ним вернемся: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать и погулять». Обязательно сдерживаем свое обещание. Также можно сказать: «Оксана Борисовна обязательно покормит тебя, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходим, передав ребенка воспитателю. 
7. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять игрушку, которая также будет «ходить» в детский сад, и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам хорошо в шкафчике иметь семейный альбом с фотографиями родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. Детишкам постарше даем с собой ключ, якобы от квартиры, где живет вся семья, и теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это гарантия, что его теперь точно заберут из садика. 
8. Вечером приходим за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая говорим, что очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали. Хвалим, за то, что провел время с ребятами в детском саду, интересуемся, что успел сделать: «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе. 
9. Вечером и в выходные уделяем ребенку больше внимания, играем в совместные игры, рисуем, читаем, гуляем. Не кричим, не ругаемся, минимизируем просмотр телевизора, а лучше совсем исключаем. В общем, создаем бережную обстановку для нервной системы малыша. В присутствии ребенка рассказываем знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, так как уже ходит в садик. Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что адаптация у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1—3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается. 
Но помните, если ребенок не будет посещать детский сад более 20 дней, придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада. 

___________________________________
 В подготовке публикации использованы материалы  группы Зайка -Развивайка  ВК