ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К САДИКУ
Инструкция по адаптации
Первый этап — подготовительный
Подготовительный этап начинается примерно
за полгода до непосредственного посещения детского сада.
1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня,
даже в выходные (Режим дня нашего детского сада можно посмотреть ЗДЕСЬ).
2. Включаем в рацион питания те блюда, которые
употребляют в садике.
3. Приучаем:
• одеваться и раздеваться самостоятельно, с небольшой вашей помощью
• просить о помощи, если что-то не получается
• кушать ложкой за столом, не играть с едой
• отучаем от памперсов.
4. В песочнице учим основам общения, приглашаем друзей
ребенка в гости и ходим в гости сами.
5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского
сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на
площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все
встали в круг... А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою
группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и
тебе можно будет ходить в него». Важно! Говорим все это даже в том случае,
если ваш малыш пока не разговаривает.
Если есть возможность, то
хорошо бы понаблюдать и за вечерней прогулкой в детском саду. Ребенок должен
видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят
домой. Обращаем внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими
детьми и как радуются детишки этой встрече. Можно прогуляться до ближайшего
садика попозже вечером (после 19.00) и показать, что на ночь он закрылся, все
люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими
любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери.
6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к
нему нужно относиться, то задача родителей — сформировать позитивное отношение
к детскому саду. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь
если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация
пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного
периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала
«периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё
это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети»,
фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки
агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика.
Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает
воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные
моменты, занимаются, гуляют, спят и т. д., вечером всех зверят забирают
домой.
7. Еще одна очень полезная игра — «прятки», в нее
стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится
«пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если
человек ушел, то он обязательно вернется.
8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед,
заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы (одинаковые).
Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.
Что нельзя делать ни в кое случае — так это пугать ребёнка детским садом и
воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».
Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного
периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе
адаптации.
9. Не забываем про предадаптационные занятия. Это занятия
для малышей и их родителей, которые проходят в нашем саду в августе. Вы еще
узнаете о них подробнее на первом родительском собрании в детском саду, пока же
вам достаточно знать, что дети, посещавшие занятия, привыкают к саду быстрее и
легче. А это означает, что планируя летний отдых, надо сделать так, чтоб вторую
половину августа вы провели в городе и был хотя бы один свободный взрослый, который
сможет ходить на занятия с малышом.
1. Идем в садик! Каждое утро желательно чтобы ребенка
будила игрушка, которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку:
«Доброе утро!», расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок
всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет
интересный и замечательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени
игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше.
2. Первые 2-3 дня приводим ребенка только на 2 часа.
За это время малыш успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Не
удивляйтесь тому, что сегодня ваши 2 часа придутся на утро, завтра - на обед, а
послезавтра - вам предложат прийти ближе к вечеру. В первую неделю ребенок
должен поучаствовать в разных режимных моментах жизни с детском саду, кроме
того он должен увидеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они
вместе уходят домой.
3. В последующие дни первой недели время пребывания
постепенно увеличиваем (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на
дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется.
4. На второй неделе в первый день (как правило) малышей еще не
укладывают спать. А вот на следующий день, скорее всего, вам предложат забрать малыша сразу после сна. На
третий день, возможно, предложат забрать уже после 16 часов. Важно! Продолжительность пребывания
ребенка в саду определяют специалисты детского сада. Не настаивайте, чтоб ребенка укладывали спать
только потому, что «он уже шестой день ходит в детский сад!». Длительность
времени, которое проводит ребенок в саду, полностью зависит от особенностей его
адаптации. Педагоги сада заинтересованы, чтоб малыши быстрее привыкли к саду и
оставались на полный день, но скорость адаптации у всех разная и зависит как от
вас (подготовка к детскому саду, посещение предадаптационных занятий (см. Первый
этап)), так и от особенностей его темперамента и здоровья.
5. Утром в группу приводим ребенка в числе первых,
спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт
между родителями и воспитателями, легче останется в садике.
6. Раздевание не затягиваем. Предпочтение отдаём той
одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорим,
когда за ним вернемся: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это
время ты успеешь покушать и погулять». Обязательно сдерживаем свое обещание.
Также можно сказать: «Оксана Борисовна обязательно покормит тебя, уложит спать,
погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем
это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и
спокойно уходим, передав ребенка воспитателю.
7. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше,
если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С
собой из дома можно взять игрушку, которая также будет «ходить» в детский сад,
и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам хорошо в шкафчике
иметь семейный альбом с фотографиями родителей. В этом случае малыш в любой
момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
Детишкам постарше даем с собой ключ, якобы от квартиры, где живет вся семья, и
теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это
гарантия, что его теперь точно заберут из садика.
8. Вечером приходим за ребенком в хорошем настроении,
с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это
лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая говорим, что
очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали. Хвалим, за то,
что провел время с ребятами в детском саду, интересуемся, что успел сделать:
«Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда
радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка
(рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на
стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже
выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.
9. Вечером и в выходные уделяем ребенку больше
внимания, играем в совместные игры, рисуем, читаем, гуляем. Не кричим, не
ругаемся, минимизируем просмотр телевизора, а лучше совсем исключаем. В общем,
создаем бережную обстановку для нервной системы малыша. В присутствии ребенка
рассказываем знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, так как уже ходит в
садик. Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о
воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что адаптация
у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в
течение 1—3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по
истечении которых их тревога снижается.
Но помните, если ребенок не будет посещать детский сад более 20 дней,
придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой
большой перерыв в посещении детского сада.
___________________________________
В подготовке
публикации использованы материалы группы Зайка -Развивайка ВК