Страницы

четверг, 7 мая 2020 г.


Детское воровство: 

причины и варианты преодоления

Детское воровство – всегда попытка ребенка привлечь внимание, как правило – значимых взрослых
Когда ребенок приносит домой чужие вещи, которые он «просто взял», это становится шоком для его родителей. Они теряются, начинают паниковать, кто-то сразу рисует в голове картины асоциального будущего. Как правильно реагировать на такое поведение? Что делать в случае если ребенок пойман на воровстве (возможно и мелком, но все же - воровстве) ?

Паника является естественной, но непродуктивной реакцией. Правильнее в подобном случае не паниковать, а выявить настоящую причину проступка. В зависимости от возраста дошкольника, эмоционального контакта со взрослыми и внешнего окружения кража может быть связана с несформированностью понятий «свое» и «чужое», недостатком внимания со стороны взрослых, стремлением привлечь внимание сверстников. Давайте рассмотрим эти причины подробнее.

Причина 1. 

У ребенка не сформированы понятия «свое» и «чужое»


Детское воровство может быть связано с тем, что у ребенка не сформированы понятия «свое» и «чужое» и он не понимает, что такое личные, общие и чужие вещи. Эта причина наиболее вероятна, если ребенку меньше 4 лет, а также если он очевидно не испытывает чувства вины из-за проступка и не понимает, из-за чего родители беспокоятся. Эта же причина вероятна, когда у ребенка нет личной собственности, например, своих игрушек, и он пытается реализовать эту потребность тем способом, который ему доступен.
Как помочь ребенку. Организуйте пространство дома таким образом, чтобы у ребенка была своя территория и ответственность за собственные вещи. Важно четко обозначить границы между личными и общими вещами – объяснить ребенку, какими из них он может пользоваться свободно, а какими – только с разрешения. Ближе к школьному возрасту можно начать регулярно выделять ребенку личные карманные деньги, которые он будет тратить, как захочет сам. Это поможет закрепить у ребенка понятия «свое» и «чужое» и преодолеть импульсивность в поведении. Также стоит определить личные интересы и хобби ребенка.

Причина 2. 

В семье нет близкого эмоционального контакта


Самая частая причина детского воровства – неосознанная попытка ребенка привлечь к себе внимание родителей. Это случается, когда между членами семьи нет близкого эмоционального контакта, например, в связи с тем, что родители вынуждены посвящать большую часть времени работе и быту или просто «не умеют» проводить время с ребенком. При краже ребенок неизбежно обращает их внимание на себя, компенсирует его недостаток. Кроме того, взрослые могут испытывать сложности во взаимодействии друг с другом и не уметь синхронизировать требования к ребенку – это тоже провоцирует у него чувство ненужности и заниженную самооценку.
Как помочь ребенку. Постарайтесь организовать свое время так, чтобы ежедневно уделять ребенку по 30–40 минут «включенного» времени, когда вы играете или занимаетесь вместе с ним и не отвлекаетесь на посторонние дела. Если у дошкольника занижена самооценка, то следует проанализировать, какие требования взрослые предъявляют в семье – согласованы ли они между собой, соответствуют ли возрасту ребенка. Важно подчеркивать успехи ребенка, хвалить его за достижения, лишний раз не акцентировать внимание на проступках, а также обязательно выполнять свои обещания.

Причина 3. 

Ребенок стремится привлечь внимание сверстников


Ребенок 5–7 лет с помощью воровства может пытаться улучшить свое положение в коллективе – например, отомстить обидчику, особенно на фоне стресса. Эта причина особенно актуальна, когда у ребенка меняется окружение – он переходит в новый детский сад или в его детском саду объединяют группы.
Как помочь ребенку. Попробуйте поговорить с ребенком о том, как знакомиться со сверстниками, как их заинтересовать. Можно использовать  терапевтические сказки о поведении ребенка в коллективе детей (придумайте их сами или напишите мне в сообщения и я пришлю вам готовые варианты сказок). Важно разъяснить ребенку понятия «личная собственность», «ответственность», а также определить его зону ответственности – например, поливать цветок в его комнате, помогать вытирать пыль при уборке, помогать младшему брату одеваться. Также обсудите с ребенком игровые ситуации, которые предполагают моральный выбор, оцените хорошие и плохие поступки героев этих ситуаций.

В заключение я предлагаю вам две шпаргалки, которые помогут вам в осознаний причин воровства. Прочитайте первую шпаргалку и отметьте все пункты, которые в вашей семье не выполняются. Чем больше таких отметок, тем выше  риск столкнуться проблемой воровства. (Если шрифт шпаргалки недостаточно крупный для вас,  то щелкните по ней мышкой, шрифт станет крупнее) 

Вторая шпаргалка описывает  неправильное поведение родителей при обнаружении факта воровства. 

А как же правильно? Как раз наоборот! Остановиться, задуматься, понять причину  и… записать (именно записать, а не просто проговорить!) план действий. А можно и ко мне на консультацию  заглянуть - вдвоем пути выхода искать проще.


В подготовке материала использована статья Екатерины Митиной Три причины, из-за которых дети крадут вещи. Тренинг ответственного поведения./Справочник педагога-психолога . Детский сад. - 2020-№5