Страницы

воскресенье, 9 апреля 2023 г.

Как научить трехлетнего ребенка правильно держать карандаш

 

Учиться писать ручкой или карандашом рекомендуется задолго до школы. Оптимальный возраст – 3-4 года. Это позволит избежать проблем с учебой в будущем и необходимости переучивать дошкольника.

 

Правила рисования карандашом (Рекомендует Н.В. Шайдурова)

 1.   Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2.   Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука внизу линии.

 3.   Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию  несколько раз.

 4.   Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

 5.   Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

 6.   Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда – обратно.

 7.   При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

 8.   При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

 9.   Закрашивать рисунок нужно без просветов.

 10.   Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить ярче, и слабо – если нужно закрасить посветлее.

Ручки для обучения дошкольников письму лучше брать стандартные. Допустимая длина – около 15 сантиметров, толщина – средняя, без граней (они могут давить на нежную кожу малыша). Не стоит покупать сувенирные канцелярские принадлежности или использовать предметы, изготовленные в рекламных целях. Это должна быть обычная ручка (карандаш), максимально комфортная для детской   ладони.

 Как с помощью игр научить правильно держать ручку при письме?

Существует множество простых игр, обучающих держать канцелярские  принадлежности правильно. Разберем самые распространенные из них:

 ·         «Кладем ручку спать». Сначала родитель показывает игру на своем примере. Средний пальчик – это воображаемая кровать. Верхняя фаланга указательного пальца служит подушкой. Ее кладут под верхнюю часть ручки, которую затем укрывают покрывалом, используя большой палец. Пусть малыш попробует писать ручкой или карандашом простые фигуры.  Если не получилось, переходите к другому упражнению.

·         «Играем с салфеткой». Пригодится бумажная салфетка. Ее необходимо разрезать на две части, чтобы было удобней. Удерживаем салфетку между ладонью, мизинчиком и безымянным пальцем. Ребенок держит в пальчиках карандаш так, чтобы и он остался в ладони, и салфетка. Пока салфетка находится  между пальцами, малыш будет точно удерживать предмет. Повторяйте упражнение с карандашом чаще, чтобы ребенок запомнил положение руки. 

·         «Рисуем мелом». Мелки – простой и понятный инструмент, с помощью которого малыш учится рисовать. Чтобы сделать эти занятия полезными,   просто поломайте один брусок на небольшие куски (длиною не более сантиметров). Короткий мел тяжелее удерживать всей ладонью. Автоматически малыш схватит его тремя пальцами. Позже это научит его    держать ручку в нужном положении.

·         «Дартс». Метание дротиков также можно обернуть в полезную забаву. Когда малыш берет дротик, его пальцы принимают то же положение, что и при рисовании. Поменяйте дротик на письменный предмет. Пусть ребенок   постепенно опустит карандаш к игровому полю бумаге.

·         «Точка на пальце». Упражнение не игровое, но оно максимально простое, поэтому, если перечисленные выше способы не обучили ребенка правильному письму, можете смело использовать этот. Просто нарисуйте на   пальце небольшую, но яркую точку. Расскажите ученику, что, размещая в своей руке карандаш (ручку), нужно укладывать его именно на отмеченное место. Подобную пометку можно нарисовать и на ручке. Скажите, что палец  не должен съезжать за пометку. 

Учимся писать при помощи специальных средств

Изготовители канцтоваров пришли на помощь родителям и предложили


специальные средства, благодаря которым для ребенка письмо стало намного легче. Они представляют собой пластиковые, фигурные насадки с отверстиями в  виде смешных зверушек.

 \

Благодаря наличию выемок на ручке в необходимых местах, взять ее неправильно невозможно. Изделия делают и для левшей, и для   правшей. Тренажер учит детей удерживать ручки      в оптимальном положении. 

Изготавливается насадка-тренажер из    термопластичного эластомера. надевается на обычную ручку стандартных размеров без автоматического  механизма. Преимущества тренажера:
  · он учит правильной постановке фаланг пальцев при освоении техники  письма;

·  он удерживает кисти в расслабленном состоянии, что снижает усталость    руки при длительных занятиях;

· родитель может научить ребенка писать, не контролируя процесс постоянно. Нет необходимости стоять над ним и проверять правильность письма;

· чтобы освоить технику работы ручкой или карандашом, требуется всего 2 месяца. После окончания этого срока малыш может продолжать заниматься,  но уже без тренажера. Благодаря наработкам «мышечной памяти», пальцы   сами помнят, как удерживать ручку.

Моторика рук  важная часть обучения письму

Если ребенку не удается научиться работать с ручкой (карандашом), возьмите на вооружение упражнения для моторики. Они также поспособствуют выработке красивого почерка.

Известно несколько доступных способов натренировать моторику рук в домашних условиях, используя подручные предметы:

 · Рассыпьте бусы в миске и попросите малыша собрать их обратно, нанизывая   на нитку.

· Вырезайте с малышом всевозможные  фигурки.

· Предложите ребенку развязать узелки,   сделанные вами заранее.

·  Попросите маленького помощника пришить пуговицу к одежде куклы или просто    к лоскутку ткани. 

· Лепите из теста вместе, и вы получите двойной эффект: помощника на кухне  и ребенка, умеющего работать с ручкой или карандашом. 

· Можно приобрести специальные тренажеры (кистевые эспандеры) для пальцев или обратиться к физиотерапевту (он подскажет комплекс упражнений). 

· Инсценируйте с малышом сказку. Пусть его пальчики станут    воображаемыми персонажами игры.

 Правильная осанка залог красивого почерка

Перед тем, как научить ребенка держать ручку правильно, уделите внимание выработке правильного положения за столом. Чтобы освоение письменных навыков принесло только пользу, необходимо научить малыша грамотной посадке. Он должен освоить такие правила:

  1.  Спину следует держать ровно. 
  2. Стопы должны быть поставлены на ровную поверхность (пол или специальную подставку для ног).
  3. Локти не должны свисать, а твердо лежать на краях стола.
  4. Между столом и ребенком должно оставаться 2 сантиметра зазора.
  5. Тетрадь должна находиться под 30-градусным углом.

 Обучая детей держать ручки, сидя за столом, придерживайтесь важного правила. Колени, линия бедер со спиной и руки на столе должны образовывать 3 прямых угла. Высота стула должна быть параллельной коленным складкам. К тому же, желательно, чтобы не только стул, но и стол имел регулировку.

 Рекомендуется регулировать не только высоту, но и уровень наклона столешницы. Угол может быть разным, в зависимости от вида деятельности малыша:

 · рисование карандашом до 5 градусов;

· работа с ручкой – около 15 градусов;

· чтение 30 градусов.

 Общие советы для обучения детей

Знание техники, как научить ребенка держать ручку правильно, мало. Главное, организовать благоприятную атмосферу на занятиях. Работая с малышом, следуйте     таким правилам:

 · Выбирайте правильное время. Обучение должно проходить в виде игры. Нудные, продолжительные уроки отобьют у дошкольника желание рисовать  даже самым ярким карандашом. Выбирайте моменты, когда у него хорошее настроение, он спокоен и сам проявляет интерес к новому. Во время занятий  обратите внимание на то, как малыш манипулирует ручкой или карандашом. Если вы заметили ошибки, исправляйте их сразу.

· Добавьте в занятия веселье. Хорошее настроение поможет малышу быстро освоить технику работы с карандашом (ручкой). Предложите ему взять ручку и сравните пальчики с клювом птицы. Разыграйте сказку или небольшую сценку.

· Контролируйте давление. Большинство неудач у детей в процессе освоения ручки связаны с тем, что ребенок слишком слабо или слишком сильно давит на бумагу. Спокойно покажите ребенку силу давления или возьмите для первых уроков фломастеры. С их помощью малыш гарантированно прорисует нужную линию, не напрягая руку.

 Взяв на вооружение одну из техник работы с карандашом, а также общие рекомендации касательно положения малыша за столом, каждый родитель сможет    без труда научить свое чадо рисовать и писать в возрасте 3-4 лет.

В статье использованы материалы сайта https://stavsad55.ru/