Страницы

четверг, 14 мая 2020 г.


Корректурные пробы для развития внимания
Внимание – это психический процесс, суть которого заключается в сосредоточении на каком-либо объекте или явлении. Неусидчивость и гиперактивность, рассеянность и забывчивость, раздражительность или торопливость - вот примеры проявлений недостаточности или нарушения внимания, которые можно наблюдать у детей.
           Все эти проявления неблагоприятно влияют на развитие ребенка, на его поведение, самооценку, а порой на самочувствие. Подрастая, малыши учатся лучше управлять своим вниманием, но у детей 6-7 лет я все чаще сталкиваюсь с другой проблемой: старясь выполнить задание как можно лучше (правильнее, аккуратнее) дети значительно снижают темп деятельности. А ведь в первом классе это может стать фактором, предрасполагающим к дезадаптации. «Я все время не успеваю!» - плачет вчерашний дошкольник. А учитель вторит: «Даша - девочка очень аккуратная, но медлительная», «Семен - торопыга, там, где надо часто переключаться или одновременно учитывать несколько условий, спешит и из-за этого делает ошибки».
Одним из простых способов тренировки внимания являются задания типа «Корректурная проба». Выполняя их, дети приучаются не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть. Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти, а также подготовка ребёнка к школьному обучению.
Корректурные пробы (от слова корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т.д.).
 При работе с корректурными пробами следует приучать ребёнка просматривать информацию построчно, слева – направо, от начала до конца ряда, чтобы дошкольники учились упорядочивать, организовывать своё внимание. По окончании работы нужно, чтобы ребенок самостоятельно проверил ее (ещё раз с начала до конца просмотрел по рядам, при необходимости – исправил ошибки). И только потом работу проверяет взрослый. Можно делать задания на кодирование  параллельно – взрослый и ребёнок (или несколько детей), а затем проверить друг у друга. Если взрослый намеренно делает ошибки и ребёнок  находит их, то это повышает интерес детей к данным заданиям.
Для начала можно использовать задания типа «Дорисуй домикам окошки, а листочкам - веточки», «Дорисуй рыбкам хвостики, а улиткам спирали».

А это - более сложный вариант: вычеркивание, подчеркивание, обведение в кружок. Начинаем с вычёркивания  или подчёркивания  одной фигуры (буквы). Здесь главное – научить ребёнка работать по рядам, а не хаотично. Когда способ действия освоен – можно усложнять задания – поиск нескольких объектов (они отмечаются разными способами: например, один тип фигурок подчеркнуть, другой - зачеркнуть, третий - обвести в кружок и т.д.). Затем можно  усложнить задание тем, что ограничивать время выполнения заданий ("Выполни как можно больше за две минуты").






















Ещё более сложные задания - на поиск фигур по нескольким признакам (обведи только улыбающихся девочек с белым бантиком и черными волосами и т.п.). Задания можно варьировать, на одном и том же бланке искать разные объекты.



Также можно искать сочетания картинок, букв среди множества других.




Очень полезны для развития внимания и мелкой моторики упражнения на кодирование информации: поставить в фигурках знаки как на образце.




Учёные выяснили, что если ребёнок 6-7 лет каждый день выполняет корректурную пробу, то через два месяца у него ошибок при чтении станет в 2 – 3 раза меньше.