Корректурные пробы для развития внимания
Внимание – это психический процесс,
суть которого заключается в сосредоточении на каком-либо объекте или явлении.
Неусидчивость и гиперактивность, рассеянность и забывчивость,
раздражительность или торопливость - вот примеры проявлений недостаточности или
нарушения внимания, которые можно наблюдать у детей.
Все эти проявления
неблагоприятно влияют на развитие ребенка, на его поведение, самооценку, а
порой на самочувствие. Подрастая, малыши учатся лучше управлять своим
вниманием, но у детей 6-7 лет я все чаще сталкиваюсь с другой проблемой: старясь
выполнить задание как можно лучше (правильнее, аккуратнее) дети значительно
снижают темп деятельности. А ведь в первом классе это может стать фактором, предрасполагающим
к дезадаптации. «Я все время не успеваю!» - плачет вчерашний дошкольник. А
учитель вторит: «Даша - девочка очень аккуратная, но медлительная», «Семен - торопыга,
там, где надо часто переключаться или одновременно учитывать несколько условий, спешит и из-за этого делает
ошибки».
Одним из простых способов тренировки
внимания являются задания типа «Корректурная проба». Выполняя их, дети приучаются не
просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть. Корректурные пробы –
это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания
и памяти, а также подготовка ребёнка к школьному обучению.
Корректурные
пробы (от слова корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку
некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т.д.).
При работе с корректурными пробами следует
приучать ребёнка просматривать информацию построчно, слева – направо, от начала
до конца ряда, чтобы дошкольники учились упорядочивать, организовывать своё
внимание. По окончании работы нужно, чтобы ребенок самостоятельно проверил ее (ещё раз с начала до конца просмотрел по рядам, при необходимости – исправил
ошибки). И только потом работу проверяет взрослый. Можно делать задания на
кодирование параллельно – взрослый и
ребёнок (или несколько детей), а затем проверить друг у друга. Если взрослый
намеренно делает ошибки и ребёнок находит их, то это повышает интерес детей к
данным заданиям.
Для начала
можно использовать задания типа «Дорисуй домикам окошки, а листочкам - веточки», «Дорисуй рыбкам
хвостики, а улиткам спирали».
А это - более сложный вариант: вычеркивание,
подчеркивание, обведение в кружок. Начинаем с вычёркивания или подчёркивания одной фигуры (буквы). Здесь главное – научить
ребёнка работать по рядам, а не хаотично. Когда способ действия освоен – можно
усложнять задания – поиск нескольких объектов (они отмечаются разными
способами: например, один тип фигурок подчеркнуть, другой - зачеркнуть, третий - обвести в кружок и т.д.). Затем
можно усложнить задание тем, что ограничивать время выполнения заданий ("Выполни как можно больше за две минуты").
Ещё более сложные
задания - на поиск фигур по нескольким признакам (обведи только улыбающихся девочек с белым бантиком и черными волосами и
т.п.). Задания можно варьировать, на одном и том же бланке искать разные объекты.
Также можно искать сочетания картинок, букв среди множества других.
Также можно искать сочетания картинок, букв среди множества других.
Очень полезны для развития внимания и мелкой моторики
упражнения на кодирование информации: поставить в фигурках знаки как на
образце.
Учёные выяснили, что если ребёнок 6-7 лет каждый день выполняет корректурную пробу, то через два месяца у него
ошибок при чтении станет в 2 – 3 раза меньше.